воскресенье, 28 июня 2015 г.

Trashing the Academy


Джеффри Сконс

„ТРЭШУЯ“ АКАДЕМИЮ: ВКУС, ЭКСЦЕСС И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКИ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Предисловие от редакторов перевода:

Несмотря на то, что в российском киносленге слово "трэш" уже прижилось, редакторам перевода данный англицизм кажется не совсем уместным, ибо под ним зачастую подразумевается всё что угодно, но только не то, что в оригинальных текстах (в частности, оценочная характеристика в некоторых случаях преподносится как отдельный жанр, тем самым слову сообщается дополнительная смысловая нагрузка без необходимых и достаточных обоснований). Потому слово "trash" в этой статье переводится либо как "низкопробный" или "низкосортный", либо как "киномусор", то есть в зависимости от контекста.
Тем не менее, отдельно стоит остановиться на названии статьи, которое вряд ли поддаётся лаконичному переводу на русский, при этом сохраняя смысл. В оригинале статья называется "'Trashing' the Academy: Taste, Excess and an Emerging Politics of Cinematic Style", где слово "trashing" заключено в кавычки, и эта смесь зрительского сленга и академического жаргона иронично намекает и на смысл статьи: внедрение низкосортного жанрового кино в академическую киносубкультуру на официальном уровне. В итоге перевод названия был взят из статьи Александра Павлова "Штурмуя публичное пространство: слова о гетеротопии плохого вкуса" (журнал "Логос", 5/2014), поскольку никакого альтернативного варианта у нас просто не было.
Чтобы читателю была понятна важность работы Сконса, стоит процитировать абзац из упомянутой статьи Павлова: "В 1995 году американский исследователь Джеффри Сконс написал статью «„Трэшуя“ академию: вкус, эксцесс и возникновение политики кинематографического стиля». Важным в его статье является не тщательный анализ работ Эдварда Вуда-младшего или Ларри Бьюкенена, а демонстрация самой возможности высказываться на эти темы в рамках академии. Стейтмент Сконса дал импульс многочисленным дискуссиям на тему паракинематографа и открыл путь академическому исследованию того пласта кино, на который ученые прежде не обращали внимания. В конечном счете текст был включен в хрестоматию, посвященную культовому кинематографу, как важнейший для развития исследований в этой области. Тем самым «плохое кино» (трэш или паракинематограф) стало частью программы исследований «культового кинематографа»".
Приятного чтения.