Джеффри Сконс
„ТРЭШУЯ“ АКАДЕМИЮ: ВКУС, ЭКСЦЕСС И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКИ
КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО СТИЛЯ
Предисловие от редакторов перевода:
Несмотря на то, что в российском киносленге слово
"трэш" уже прижилось, редакторам перевода данный англицизм кажется не
совсем уместным, ибо под ним зачастую подразумевается всё что угодно, но только
не то, что в оригинальных текстах (в частности, оценочная характеристика в некоторых
случаях преподносится как отдельный жанр, тем самым слову сообщается дополнительная
смысловая нагрузка без необходимых и достаточных обоснований). Потому слово
"trash" в этой статье переводится либо как "низкопробный" или
"низкосортный", либо как "киномусор", то есть в зависимости
от контекста.
Тем не менее, отдельно стоит остановиться на названии
статьи, которое вряд ли поддаётся лаконичному переводу на русский, при этом сохраняя
смысл. В оригинале статья называется "'Trashing' the Academy: Taste,
Excess and an Emerging Politics of Cinematic Style", где слово
"trashing" заключено в кавычки, и эта смесь зрительского сленга и академического
жаргона иронично намекает и на смысл статьи: внедрение низкосортного жанрового кино
в академическую киносубкультуру на официальном уровне. В итоге перевод названия
был взят из статьи Александра Павлова "Штурмуя публичное пространство: слова
о гетеротопии плохого вкуса" (журнал "Логос", 5/2014), поскольку
никакого альтернативного варианта у нас просто не было.
Чтобы читателю была понятна важность работы Сконса, стоит
процитировать абзац из упомянутой статьи Павлова: "В 1995 году американский
исследователь Джеффри Сконс написал статью «„Трэшуя“ академию: вкус, эксцесс и возникновение
политики кинематографического стиля». Важным в его статье является не тщательный
анализ работ Эдварда Вуда-младшего или Ларри Бьюкенена, а демонстрация самой возможности
высказываться на эти темы в рамках академии. Стейтмент Сконса дал импульс многочисленным
дискуссиям на тему паракинематографа и открыл путь академическому исследованию того
пласта кино, на который ученые прежде не обращали внимания. В конечном счете текст
был включен в хрестоматию, посвященную культовому кинематографу, как важнейший для
развития исследований в этой области. Тем самым «плохое кино» (трэш или паракинематограф)
стало частью программы исследований «культового кинематографа»".
Приятного чтения.